УТВЕРЖДЕН
в составе АОП НОО
Приказ МАОУ «Бабкинская средняя школа»
№ 520 от 28.08.2025г.
Учебный план начального общего образования
для обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7.1
МАОУ «Бабкинская средняя школа»
Пояснительная записка
Учебный план МАОУ «Бабкинская средняя школа», реализующей адаптированную
основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту
7.1, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей и коррекционно-развивающей
области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области
образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных действующими СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по
варианту 7.1 включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую
область, входящую в состав внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область
включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений
в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
ПМПК и ИПР.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся
с ЗПР по варианту 7.1, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные области и
учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного
плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются
коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов
в неделю на одного обучающегося с ЗПР.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного
года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели,
для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО
составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–
декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане
начального общего образования МАОУ «Бабкинская средняя школа» выделено:
в 1-х классах – 21 час в неделю;
2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных
для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
«Русский язык и литературное чтение».
«Иностранный язык».
«Математика и информатика».
«Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
«Основы религиозных культур и светской этики».
«Искусство».
«Технология».
«Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1
ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов
«Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме
1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы
православной культуры» и «Основы светской этики».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х
классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах) осуществляется
деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости
групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ «Бабкинская средняя
школа», по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
На увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ «Бабкинская средняя
школа», по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
✓ модуль по видам спорта «Легкая атлетика», 2-3-й класс (1 час в неделю) – дополняет
учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом физической
активности;
✓ В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022
№ ТВ-2859/03 МАОУ «Бабкинская средняя школа» реализует третий час
физической активности в 4 классах за счет часов спортивных секций и спортивных
клубов в рамках дополнительного образования детей.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие, с учетом интересов и способностей
школьников с ЗПР.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ
организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Внеурочная
деятельность
включает
коррекционно-развивающую
область,
поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на проведение коррекционноразвивающих занятий. Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года
обучения составляет до 1350 часов.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями,
направленными
на
обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков;
познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических
функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию
нарушений устной и письменной речи; восполнение образовательных дефицитов,
психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на
основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого
коррекционно-развивающая область включает:
1.
Логопедические занятия
2.
Психокоррекционные занятия педагога-психолога
3.
Дополнительная занятия по учебным предметам: Русский язык,
литературное чтение, математика
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР по варианту 7.1 определяет организация, осуществляющая
образовательную деятельность.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372,
и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ «Бабкинская
средняя школа».
В 1-м классе промежуточная аттестация проводится без балльного оценивания.
Промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится в конце каждого
учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов
выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Классы
модули
Русский язык
Формы промежуточной аттестации
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
Литературное чтение 2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Основы религиозных 4-й
культур и светской
этики
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Изобразительное
искусство
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Музыка
(Труд) технология
Физическая культура
Учебный план начального общего образования с ЗПР по варианту 7.1
МАОУ «Бабкинская средняя школа»
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
1-й
класс
Всего
2-й
3-й
4-й
класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
–
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(«Окружающий мир»)
2
2
2
2
8
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
–
–
–
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
(Труд) технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
3
2
2
2
8
21
22
22
23
87
Русский язык и
литературное чтение
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору: 0
1
1
0
3
Модуль по видам спорта
0
1
1
–
2
Всего в неделю
21
23
23
23
90
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при пятидневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
21
23
23
23
90
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего учебных часов на учебный период
653 (с
учетом
782
16
часов в
782
782
2999 (с
учетом 16
часов
в
сентябр
еоктябре
сентябреоктябре)
Коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия
1
1
1
1
4
Предметные коррекционные занятия
3
3
3
3
12
Итого
5
5
5
5
20