ОБЗР 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОБЗР»
для обучающихся 10 – 11 классов

п.Кукуштан 2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины"
(далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной
программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной
рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при
реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной
ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть
преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и
навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования;
помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике
последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная
ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает
1. формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и
мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного
образа жизни;
2. достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям
общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
3. взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего
образования;
4. подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и
непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту». Модуль № 5.
«Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».Модуль

№ 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».Модуль №
9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве». Модуль № 11.
«Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на
уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение
универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических
линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно
действовать».
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико- ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения
тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и
дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых
глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной
напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей
экстремизма и терроризма; существенное
ухудшение
медикобиологических
условий жизнедеятельности;
нарушение
экологического
равновесия и другие)
возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека,
но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности
жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных
обстоятельствах
огромное
значение
приобретает
качественное
образование
подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного
типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями,
навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневнойжизни.
Актуальность
совершенствования
учебно-методического
обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими документами в
области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400,
Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года,
утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через
приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных
навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных
согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер,
основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных,
технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего

комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и
государства, а также актуализировать для выпускников построение модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит
в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным
для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений,
обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества
и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что
способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски
развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные
решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного
типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека,
созданию условий устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является овладение
основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной
жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и
механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые
обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции,
осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и
устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования
отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Устойчивое развитие личности, общества,
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;

реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных
приоритетов;
роль правоохранительных
национальной безопасности;

органов

и

специальных

служб

в

обеспечении

роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной
деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, её задачи и
примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного социальноэкономического развития Российской Федерации и обеспечениееё военной безопасности;
роль Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной
безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с
изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского
приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);виды
маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;оборона,
ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время
стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового
оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового
оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева);

перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия; история
возникновения и развития робототехнических комплексов; виды, предназначение,
тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа; история
возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики
переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние на боевые
действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение; порядок
оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа длястрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примерыприменения,
его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического)оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;виды
боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;условные
зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон; объем
мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой»
зонах;
порядок
выполнения
мероприятий
первой
помощи
в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военно- учетных
специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской
Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества,
государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»; общие
принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный,
групповой,
общественно-государственный
уровень
решения задачи обеспечения безопасности;

понятия
«виктимность»,
«виктимное
поведение»,
«безопасное
поведение»;
влияние
действий
и поступков
человека
на его безопасность
и
благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;действия,
позволяющие избежать опасности; действия в опасной и
чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества,
государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту, их классификация;общие
правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок вИнтернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок действий в
экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить
травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц
и другое), первая помощь при ушибахпереломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации; основные правила
пожарной безопасности в быту; термические и химические ожоги,
первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собаки других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;

аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальнойсистеме;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними; действия
в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в
тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле,автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира; представления
о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим количеством участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок
действий при возникновении опасных или чрезвычайныхситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных
ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа,
общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации; случаи,
когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного
поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии; криминогенные ситуации
в общественных местах, правила безопасного
поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;

порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой
человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных
местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и образовательные
организации, культурные, торгово-развлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных
конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае террористического
акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах;общие
правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);порядок
действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде;
источники опасности в автономных условия; сооружение
убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях,
первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных
факторов; дождаться помощи);
природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения; правила
безопасного поведения, последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими
явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими
явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами,сели, лавины;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными гидрологическими явлениямии процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими
явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;

возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическимиявлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины
и источники
загрязнения
Мирового
океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные
ситуации
экологического
характера,
возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
понятия «здоровье»,
«лечение», «профилактика»;

«охрана

здоровья»,

«здоровый

образ

жизни»,

биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие
здорового
образа
активность, психологическое благополучие;

жизни:

сон,

питание,

физическая

общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм
заболеваний;

распространения

чрезвычайные
ситуации
профилактики и защиты;
роль
прививок;

вакцинации,

и

способы

передачи

биолого-социального

национальный

календарь

инфекционных

характера,

меры

профилактических

вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные
неинфекционные заболевания;

заболевания,

самые

распространённые

факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;факторы
риска возникновения онкологических заболеваний; факторы риска
возникновения заболеваний дыхательной системы;факторы риска
возникновения эндокринных заболеваний;

меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний; признаки
угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в
животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия; основные
факторы,
психологическое благополучие;

влияющие

на

психическое

здоровье

и

основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее
выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса:
оптимизация условий жизни, работы, учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и
употребления наркотических средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую
ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой
помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при
нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления
группа», «малая группа»;

о понятиях

«социальная

группа»,

межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
особенности общения в группе;

«большая

психологические характеристики группы и особенности взаимодействияв группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе; понятие
«конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе; факторы,
способствующие и препятствующие эскалации конфликта;способы поведения в
конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль
регуляции
саморегуляции;

эмоций

при

разрешении

конфликта,

способы

способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования иразрешения
конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие); способы
противодействия буллингу и проявлению насилия;способы
психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе; положительные и
отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основакоммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы
воздействия
внушение; подражание;

на

большую

группу:

деструктивные и псевдопсихологические технологии;

заражение;

убеждение;

противодействие
вовлечению
антиобщественную деятельность.

молодёжи

в

противозаконную

и

Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники; правила
безопасного поведения в цифровой среде; вредоносное
программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципыработы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;кража
персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников; правила
безопасного использования устройств и программ; поведенческие опасности
в цифровой среде и их причины; опасные персоны, имитация близких
социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угрозадля будущей
жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,их
признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика
сообщества;

и

противодействие

вовлечению

правила коммуникации в цифровой среде; достоверность

в

деструктивные

информации в цифровой среде; источники информации,
проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы; понятие «фейк»,
цели и виды, распространение фейков;
правила
изображений;

и

инструменты

для

распознавания

фейковых

текстов

и

понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете; запрещённый
контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:экстремизм
и терроризм как угроза устойчивого развития общества; понятия «экстремизм» и
«терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины,последствия;
опасность
вовлечения
деятельность: способы и признаки;

в

экстремистскую

и

террористическую

предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые
основы
Российской Федерации;

противодействия

основы государственной
системы
терроризму, ее цели, задачи, принципы;

экстремизму

противодействия

и

терроризму

в

экстремизму

и

права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде
всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские
достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного
поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и
уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской
Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей
жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью
жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как
основы для благополучия и устойчивого развитияличности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности
личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за
свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и
природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил
Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и
здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость
и готовность к служению и защите Отечества, ответственностьза его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;

сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно
действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения
опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их
последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре
и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного
поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в
опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание
ценности
жизни,
сформированность
ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их вслучае
необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иныхформ
причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности
в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального
характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности,
общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основесоблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий

и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять
их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в
парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при
разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных
(обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;

использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в
области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных
видов информации из источников разных типов при обеспечении условий
информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их
представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и
гигиены.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию,
переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение
социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные
действия
Самоорганизация:
ставить
и формулировать
собственные
задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальныйспособ и
составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных
областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать
соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации,
выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля
всего вокруг;

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной
ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в
конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по
совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости;
проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового
безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
обеспечивать:
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской
обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки;
овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием;
сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способахзащиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое;
понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического
прогресса в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций
осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства,

1)

обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных
ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на
транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на
практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение
применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях
природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности,
ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний,
сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе
жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и
подручные средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать
опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;
умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на
жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе
экстремизма, терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь
различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок

действий при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического
акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации;
характеризовать роль личности, общества и государства в достижении
стратегических национальных приоритетов, объяснять значение их реализации в
обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации,
приводить примеры;
характеризовать роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности;
объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при химической и
радиационной опасности;
анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывать
значение обороны государства для мирного социально- экономического развития страны;
характеризовать роль Вооружённых Сил Российской в обеспечении национальной
безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия; выполнять
строевые приёмы в движении без оружия; иметь
представление об основах общевойскового боя;
иметь представление
об основных
видах общевойскового
боя и
способах маневра в бою;
иметь представление
о походном,
предбоевом
и боевом порядке
подразделений;
понимать способы действий военнослужащего в бою;
знать правила и меры безопасности при обращении с оружием; приводить
примеры
нарушений
правил и мер безопасности
при
обращении с оружием и их возможных последствий;
применять меры безопасности при проведении занятий по боевойподготовке и
обращении с оружием;
знать
способы
удержания
оружия,
правила
прицеливания
и
производства меткого выстрела;
определять
характерные
конструктивные
особенности
образцов
стрелкового оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;

иметь
представление
о современных
видах
короткоствольного
стрелкового оружия;
иметь
представление
об
истории
возникновения
и
развития
робототехнических комплексов;
иметь
представление
о
конструктивных
особенностях
БПЛА
квадрокоптерного типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА; иметь
представление об истории возникновения и развития связи;
иметь представление
о назначении
радиосвязи
и о требованиях,
предъявляемых к радиосвязи;
иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических
характеристиках современных переносных радиостанций;
иметь представление о тактических свойствах местности и их влияниина боевые
действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке оборудованияокопа для
стрелка;
иметь представление
о видах оружия массового
поражения
и их
поражающих факторах;
знать
способы
действий
при применении
противником
оружия
массового поражения;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;знать
условные зоны оказания первой помощи в бою; знать приемы
самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождение военной службы по призыву и поконтракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при учебныхзаведениях
высшего образования.
Модуль
№
3.
«Культура
безопасности
жизнедеятельности
в
современном обществе»:
объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)»,
«культура безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация», объяснять их
взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной
жизни (индивидуальный, групповой и общественно- государственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры; объяснять
смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводитьпримеры;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на
безопасность;
раскрывать
суть риск-ориентированного
подхода
к обеспечению
безопасности;
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода науровне
личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности, обосновывать

зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека;
знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе в
Интернете; оценивать их роль в совершении безопасных покупок;
оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки их
профилактики;
иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях; уметь
оценивать риски получения бытовых травм; понимать взаимосвязь
поведения и риска получить травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, пониматьвлияние
соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и
электрического оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения
сердечно-лёгочной реанимации;
знать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка длявыгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень
безопасности, приводить примеры;
понимать риски противоправных действий, выработать навыки, снижающие
криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной системе;
иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимостиот изменения
уровня рисков (риск-ориентированный подход);
понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыкибезопасного
поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасностьдорожного
движения, приводить примеры;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственностипешехода,
пассажира, водителя;
иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю; знать правила
безопасного
поведения
при дорожно-транспортных
происшествиях разного характера;
иметь
навыки
оказания
первой
помощи,
навыки
пользования
огнетушителем;
знать источники опасности на различных видах транспорта, приводитьпримеры;
знать правила
безопасного
поведения
на транспорте,
приводить
примеры влияния поведения на безопасность;
иметь представление о порядке действий при возникновении опасныхи
чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные источники опасности вобщественных
местах;

знать общие правила безопасного поведения в общественных местах, характеризовать их влияние на безопасность;
иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать
риск получения травмы в случае попадания в толпу, давку;
оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера в общественных местах;
иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков криминогенного характера;
оценивать риски потеряться в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек; знать правила пожарной безопасности в общественных
местах;
понимать
особенности
поведения
при угрозе пожара и пожаре вобщественных местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданийили отдельных конструкций;
иметь представление о правилах поведения при угрозе или в случаетеррористического акта в общественном месте.
11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
выделять и классифицировать источники опасности в природной среде; знать особенности безопасного поведения при
нахождении в природной
среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах;
иметь представление о способах ориентирования на местности; знать разные способы ориентирования, сравнивать их
особенности, выделять преимущества и недостатки;
знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски потеряться в природной среде;
знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде; иметь представление об основных источниках опасности
при
автономном нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о помощи;
иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи,
правилах поведения при встрече с дикими животными;
иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении, навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации; выделять наиболее характерные риски для своего региона с
учётом
географических, климатических особенностей, традиций ведения хозяйственной деятельности, отдыха на природе;
раскрывать применение принципов безопасного поведения (предвидеть опасность; по возможности избежать её; при
необходимости действовать) для природных чрезвычайных ситуаций;
указывать причины и признаки возникновения природных пожаров; понимать влияние поведения человека на риски

возникновения
природных пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и возникновении природного пожара;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и
процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опаснымигеологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
геологическими явлениями ипроцессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами, для
своего региона, приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и
процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опаснымигидрологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами, для
своего региона, приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими явлениями и
процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опаснымиметеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами, для
своего региона,приводить примеры риск-ориентированного поведения;
характеризовать источники экологических угроз, обосновывать влияние человеческого фактора на риски их возникновения;
характеризовать значение риск-ориентированного подхода к обеспечению экологической безопасности;
иметь навыки экологической грамотности и разумногоприродопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана
здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между
ними;
понимать степень влияния биологических, социально-экономических,экологических, психологических факторов на здоровье;

понимать
значение здорового
образа жизни и его элементов
длячеловека, приводить примеры из
собственного опыта;
характеризовать инфекционные заболевания, знать основные способыраспространения и передачи инфекционных
заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний,приводить примеры;
понимать значение национального календаря профилактических прививок и вакцинации населения, роль вакцинации для
общества в целом;
объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическимпоказаниям»;
иметь представление о чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера, действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера (на примере эпидемии);
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях
биолого- социального характера;
характеризовать наиболее распространённые неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические,
эндокринные и другие), оценивать основные факторы риска их возникновения и степень опасности;
характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний(инсульт, сердечный приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
понимать
значение
образа жизни в профилактике
и защите
отнеинфекционных заболеваний;
раскрывать
значение
диспансеризации
для ранней
диагностикинеинфекционных заболеваний, знать порядок
прохождения диспансеризации;объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое
благополучие», характеризовать их влияние на жизнь человека;
знать основные критерии психического здоровья и психологическогоблагополучия;
характеризовать
факторы,
влияющие
на психическое
здоровье
ипсихологическое благополучие;
иметь
представление
об основных
направления
сохранения
иукрепления психического здоровья и
психологического благополучия;
характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственнуюи физическую работоспособность, благополучие
человека;
характеризовать роль раннего выявления психических расстройств исоздания благоприятных условий для развития;
объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;
иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хроническогостресса;
характеризовать
признаки
психологического
неблагополучия
икритерии обращения за помощью;
знать правовые
основы
оказания
первой
помощи
в РоссийскойФедерации;
объяснять
смысл понятий
«первая помощь»,
«скорая медицинскаяпомощь», их соотношение;
знать о состояниях,
при которых оказывается
первая помощь, идействиях при оказании первой помощи;

иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:
объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль общения в жизни человека, приводить примеры межличностного
общения и общения в группе;
иметь навыки конструктивного общения;
объяснять
смысл понятий
«социальная
группа»,
«малая группа»,
«большая группа»;
характеризовать взаимодействие в группе;
понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное ибезопасное взаимодействие в группе, приводить примеры;
объяснять смысл понятия «конфликт»;
знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
характеризовать
факторы,
способствующие
и
препятствующиеразвитию конфликта;
иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;иметь
представление
о
способах
пресечения
опасных
проявлений
конфликтов;
раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям насилия;характеризовать способы психологического
воздействия; характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
объяснять смысл понятия «манипуляция»;
называть
характеристики
манипулятивного
воздействия,
приводитьпримеры;
иметь представления о способах противодействия манипуляции; раскрывать механизмы воздействия на большую группу
(заражение,
убеждение, внушение, подражание и другие), приводить примеры;
иметь
представление
о деструктивных
и псевдопсихологическихтехнологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»: характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь
человека; объяснять
смысл
понятий
«цифровая среда»,
«цифровой след»,
«персональные данные»;
анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость, вредоносное программное обеспечение, сетевое мошенничество
и травля, вовлечение в деструктивные сообщества, запрещённый контент и другие), раскрывать их характерные признаки;
иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от опасностей цифровой среды;
объяснять смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносноепрограммное обеспечение»;

характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски, источником которых является вредоносное программное
обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ; перечислять и классифицировать опасности, связанные с
поведением
людей в цифровой среде;
характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация близких социальных отношений; травля;
шантаж разглашением сведений; вовлечение в деструктивную, противоправную деятельность), способы их выявления и
противодействия им;
иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность информации»,
«информационный пузырь», «фейк»;
иметь представление о способах проверки достоверности, легитимности информации, её соответствия правовым и моральноэтическим нормам;
раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой, выработать навыки безопасных действий по защите прав в
цифровой среде;
объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и юридических лиц в информационном
пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию человека, стабильности общества и государства;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и «терроризм»; анализировать варианты их проявления и возможные
последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, выработать навыки безопасных
действийпри их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической деятельности; знать уровни террористической опасности, иметь
навыки безопасных
действий при их объявлении;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе (обнаружение бесхозных вещей, подозрительных предметов и другие)
и в случае террористического акта (подрыв взрывного устройства, наезд транспортного средства, попадание в заложники и другие),
проведении контртеррористической операции;
раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной системы противодействия экстремизму и терроризму;
объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и юридических лиц в области
противодействия экстремизму и терроризму.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ10
КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства

4

0

0

2

Основы военной подготовки

12

0

0

3

Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе

2

0

0

4

Безопасность в быту

6

0

0

5

Безопасность на транспорте

5

0

0

6

Безопасность в общественных местах

5

0

0

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Безопасность в природной среде

7

0

0

2

Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи

7

0

0

3

Безопасность в социуме

7

0

0

4

Безопасность в информационном
пространстве

7

0

0

5

Основы противодействия экстремизму и
терроризму

6

0

0

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ10
КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности

1

0

0

2

Государственная и общественная
безопасность

1

0

0

3

Роль личности, общества и
государства в предупреждении и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций

1

0

0

4

Оборона страны как обязательное
условие благополучного развития
страны

1

0

0

5

Строевые приемы и движение без
оружия (строевая подготовка)

1

0

0

6

Основные виды тактических
действий войск (тактическая
подготовка)

1

0

0

7

Требования безопасности при
обращении с оружием и
боеприпасами (огневая

1

0

0

Дата
изучения

подготовка)

8

Виды, назначение и тактикотехнические характеристики
современного стрелкового оружия
(огневая подготовка)

1

0

0

9

Беспилотные летательные
аппараты (БПЛА) – эффективное
средство вооруженной борьбы
(основы технической подготовки и
связи)

1

0

0

10

Предназначение, общее
устройство и тактико-технические
характеристики переносных
радиостанций (основы
технической подготовки и связи)

1

0

0

11

Свойства местности и их
применение в военном деле
(военная топография)

1

0

0

12

Фортификационное оборудование
позиции отделения. Виды укрытий
и убежищ (инженерная
подготовка)

1

0

0

13

Оружие массового поражения
(радиационная, химическая,
биологическая защита)

1

0

0

14

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)

1

0

0

15

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)

1

0

0

16

Особенности прохождения
военной службы по призыву и по
контракту. Военно-учебные
заведения и военно-учебные
центры (тактическая подготовка)

1

0

0

17

Современные представления о
культуре безопасности

1

0

0

18

Влияние поведения на
безопасность. Рискориентированный подход к
обеспечению безопасности на
уровне личности, общества,
государства

1

0

0

19

Источники опасности в быту

1

0

0

20

Профилактика и первая помощь
при отравлениях

1

0

0

21

Безопасность в быту.
Предупреждение травм и первая
помощь при них

1

0

0

22

Пожарная безопасность в быту

1

0

0

23

Безопасное поведение в местах
общего пользования

1

0

0

24

Безопасное поведение в местах

1

0

0

общего пользования

25

Безопасность дорожного движения

1

0

0

26

Безопасность дорожного движения

1

0

0

27

Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях

1

0

0

28

Безопасное поведение на разных
видах транспорта

1

0

0

29

Безопасное поведение на разных
видах транспорта

1

0

0

30

Безопасность в общественных
местах. Опасности социальнопсихологического характера

1

0

0

31

Опасности криминального
характера, меры защиты от них

1

0

0

32

Опасности криминального
характера, меры защиты от них

1

0

0

33

Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта

1

0

0

34

Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта

1

0

0

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

11 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Безопасность в природной среде

1

0

0

2

Выживание в автономных
условиях

1

0

0

3

Природные чрезвычайные
ситуации. Природные пожары

1

0

0

4

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
геологические явления и
процессы: землетрясения,
извержение вулканов, оползни,
сели, камнепады

1

0

0

5

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
гидрологические явления и
процессы: наводнения, паводки,
половодья, цунами, сели,
лавины

1

0

0

6

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
метеорологические явления и
процессы: ливни, град, мороз,
жара

1

0

0

7

Экологическая грамотность и

1

0

0

Дата
изучения

разумное природопользование
8

Факторы, влияющие на здоровье
человека. Здоровый образ жизни

1

0

0

9

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями

1

0

0

10

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями

1

0

0

11

Неинфекционные заболевания.
Факторы риска и меры
профилактики. Роль
диспансеризации для
сохранения здоровья

1

0

0

12

Психическое здоровье и
психологическое благополучие

1

0

0

13

Первая помощь пострадавшему

1

0

0

14

Первая помощь пострадавшему

1

0

0

15

Общение в жизни человека.
Межличностное общение,
общение в группе

1

0

0

16

Конфликты и способы их
разрешения

1

0

0

17

Конфликты и способы их
разрешения

1

0

0

18

Конструктивные и

1

0

0

деструктивные способы
психологического воздействия
19

Конструктивные и
деструктивные способы
психологического воздействия

1

0

0

20

Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей

1

0

0

21

Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей

1

0

0

22

Безопасность в цифровой среде

1

0

0

23

Опасности, связанные с
использованием программного
обеспечения

1

0

0

24

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

1

0

0

25

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

1

0

0

26

Достоверность информации в
цифровой среде

1

0

0

27

Достоверность информации в
цифровой среде

1

0

0

28

Защита прав в цифровом
пространстве

1

0

0

29

Экстремизм и терроризм как

1

0

0

угроза устойчивого развития
общества
30

Экстремизм и терроризм как
угроза устойчивого развития
общества

1

0

0

31

Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта

1

0

0

32

Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта

1

0

0

33

Противодействие экстремизму и
терроризму

1

0

0

34

Противодействие экстремизму и
терроризму

1

0

0

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Основы безопасности жизнедеятельности; базовый уровень 10 класс/Хренников
Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и др.; под редакцией Егорова С.Н.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Основы безопасности жизнедеятельности; базовый уровень 11 класс/Хренников
Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и др.; под редакцией Егорова С.Н.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей по использованию учебников,включённых
в федеральный перечень, при реализации учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
https://www.mchs.gov.ru/
Национальный антитеррористический комитет: http://nac.gov.ru/

Национальный Центр информационного противодействия терроризму и
экстремизму в
образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ): https://ncpti.su/
Госавтоинспекция: https://гибдд.рф/
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: http://обж.рф/Единая
коллекция доступа к цифровым образовательным ресурсам:http://schoolcollection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
http://fcior.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».