Окружающий мир 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID1387447,5588078,5954839 )
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 классов

п.Кукуштан 2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения
окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на
основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе
и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне
начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения
к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение
которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни

на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов
(два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4
класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация.
Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре,
традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность
в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение
для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана
воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3
примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы
съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль

животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища
и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека
на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту
самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в
признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных)
по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов
совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте
нашу страну, столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах,
схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
• соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятник культуры);

2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов
природы;
• приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
• оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и
замечания в свой адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
• осознание
своей
этнокультурной
и российской
гражданской
идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;

•

применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
• проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

•

определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
• соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
• готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

•
•
•

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов,
при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских
центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
• показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
• различать расходы и доходы семейного бюджета;
• распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
• группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
• сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя
их существенные признаки и характерные свойства;
• использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
• использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
• фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

•
•
•
•
•
•
•
•

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке
и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Раздел 1. Человек и общество
Наша родина - Российская
1.1
Федерация
Семья - коллектив близких.
1.2
Родных людей.
1.3

Страны и народы мира.

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в
2.1
окружающем мире.
Бактерии, грибы и их
2.2
разнообразие

Всего

2
4
20

2.4

Разнообразие животных

7

2.5

Природные сообщества

3

2.6

Человек - часть природы

5

Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

Правила безопасного
поведения пассажира.
Безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2
7

3.2

1

11

Разнообразие растений

Здоровый образ жизни

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

14

2.3

3.1

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

7
6
68

1
4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1

2

3
4
5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Количество часов
Всего

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Безопасная информационная среда
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком
- пруд, поле, парк, огород
Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения
Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных
народов и своего народа

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

Что такое общество?

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам
России
Родной край – малая родина.
Российская Федерация
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) –
обобщение на основе результатов
наблюдений и работы с
информацией
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом в
учреждениях образования и
культуры
Твёрдые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей и
газов
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар,

1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

1

1

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

15

16

17

18
19
20

21

вода, природный газ): узнавание,
называние, краткая
характеристика
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы
Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
Почва, её состав. Значение для
живой природы
Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

22

Растение как живой организм

1

23

Как растения размножаются?

1

24

25

26
27
28
29
30

31
32

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений). Бережное
отношение человека к растениям
Жизнь животных в разные
времена года. Разнообразие
животных
Особенности питания животных.
Цепи питания
Размножение и развитие рыб,
птиц, зверей
Роль животных в природе и жизни
людей
Бережное отношение к животным
– нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика
Резервный урок. Проверочная

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

1

33

34

35
36
37
38
39
40

41

42
43
44
45

46

47

48

49
50

работа по теме "Многообразие
растений и животных"
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как
показатели здоровья человека
Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека
Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека
Пищеварительная система и её
роль в жизни человека
Дыхательная система и её роль в
жизни человека
Кровеносная и нервная система и
их роль в жизни человека
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья
растущего организма
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
динамических пауз
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела человека"
Знаки безопасности во дворе
жилого дома.Безопасность в доме
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности
Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого
дома
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
Значение труда в жизни человека
и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
Полезные ископаемые – богатство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

1

Библиотека ЦОК

земных недр
Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
51
использование в хозяйственной
деятельности региона
Растения, используемые людьми в
52
хозяйственной деятельности
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом на
53
производстве, в сельском
хозяйстве
Резервный урок. Семья: традиции,
54
праздники. Государственный
бюджет
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
55
Повседневные заботы семьи
Совместный труд. Семейный
56
бюджет, доходы и расходы семьи
Города Золотого кольца России:
57
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
Города Золотого кольца России:
58
Ростов, Углич, Ярославль
Памятники природы и культуры
59
стран Европы (по выбору)
Памятники природы и культуры
60
Белоруссии (по выбору)
Памятники природы и культуры
61
Китая (по выбору)
Памятники природы и культуры
62
стран Азии (по выбору)
Уникальные памятники культуры
63
России: Красная площадь, Кремль
Уникальные памятники культуры
России: исторический центр
64
Санкт-Петербурга
Уникальные памятники культуры
65
России: Кижи, памятники
Великого Новгорода
Достопримечательности родного
66
края: памятники природы и
культуры региона
Резервный урок. Проверочная
67
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация"
Резервный урок. Проверочная
68
работа по итогам обучения в 3
классе
Общее количество часов по программе

https://m.edsoo.ru/f8412896
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

1

1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

1
1
1
1
1

1

1

1

1
68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 3 класс. - М.: ВАКО, 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».